Главная » Файлы » Психология

Почему дети не ценят деньги.
02.08.2011, 08:56
Почему дети не ценят деньги.

Тема детей и денег волнует многих родителей. Не по отдельности, а именно в этой связке: дети–деньги. Как научить своих отпрысков правильно расходовать деньги? Как не развратить их деньгами и в то же время как не сделать их скаредными? Когда нужно начинать с детьми разговор о деньгах? Особенно волнует взрослых вопрос, почему дети не ценят деньги, обращаются с ними «как попало»? Давайте начнем с последнего. Итак, почему дети не ценят деньги.

 

Трехлетнему малышу подарили на день рождения машинку за $50. Какое счастье! Целых три дня малыш спит и ест с машинкой, не выпускает ее из рук ни на минуту. Сначала родители сияют — угодили, понравилось; потом озабоченно хмурятся, поскольку весь остальной мир на три дня заслонен для ребенка их подарком. А на четвертый день приходят в ужас, потому что, придя домой, видят детали раскуроченной машинки и увлеченного малыша, выкручивающего последнее колесо от дорогого подарка. Мама хватается за сердце, вспоминая, как дались ей эти $50, папа машинально хватается за ремень, нервно потирая его ладонями. И лишь сосредоточенный мальчик как ни в чем не бывало показывает родителям жалкие останки китайского производства, со знанием дела заявляя: «Вот, тут у нее батарейки, нет в ней бензина».

 

Крик, шум, суета. Ребенок догадывается, что произошло что-то ужасное, но никак не может понять что. Он машинкой наигрался, проверил все ее внешние характеристики и скоростные качества, а также предел аварийности, способность преодолевать препятствия методом кувыркания и вертикально направленного взлета, способность маневрировать по бабушке и предел плавучести в малом и большом сосуде. Сейчас ему интересно, как там все устроено внутри. Ребенок познает окружающий мир. И чем сложнее попадаются ему задачки, тем увлеченнее он приступает к их решению, иногда при помощи подручных средств. Он только что открыл для себя электродвигатель, экологически безопасный, между прочим. И ему непонятна вся эта суета со слезами и вздохами, с укоризной в глазах, потому что так родители обычно себя ведут, когда он сделал что-то плохое. Но сейчас-то ничего плохого он не делал, и поэтому в его глазах испуг и вопрос. Причем мама и папа говорят с ним на каком-то непонятном языке, лишь некоторые слова знакомые.

 

Дальше — больше. Отругали за выброшенный с балкона башмак (ведь взрослые уже знают, что с пятого этажа разные предметы летают по-разному), накричали за выкупанную для чистоты кошку (конечно, взрослые уже знают, что кошек надо стирать не «Санитой» для чистки ванн, а специальным шампунем), чуть не надавали затрещин за порезанные ножницами покрывало, занавеску и еще пару каких-то тряпок (взрослые-то давно разобрались, что при резке все хрустит по-разному; кстати, с покрывалом пришлось повозиться — плохо режется).

 

— Ну что за наказание, — тяжко вздыхает мама, с трудом отходя сердцем от очередного открытия ребенка.

 

— Какой-то вредитель растет, — хмуро вздыхает папа, в очередной раз поборовший желание чем-нибудь стукнуть маленькое чудовище.

 

Они еще не знают, что скоро их любимое чадо подрастет и начнет рисовать на обоях, лепить пластилин на полированную мебель, терять перчатки и шарфики, рвать в потасовках штаны и рубашки. А потом он начнет ломать или терять подаренные часы, мобильные телефоны, цеплять на компьютер вирусы из интернета, рвать и портить, ломать и терять…

 

На наших обучающих мероприятиях мы иногда проводим тест: просим людей закрыть глаза и поделиться, какие ассоциации вызовет у них звучавшая затем фраза — «сто миллиардов евро!» Если у участников и возникают какие-то ассоциации, то довольно странные и максимум миллиона на полтора. Почему? А потому что большинство из нас никогда не задумывались над тем, для каких целей нам нужна такая сумма. Вот если попросить у людей представить, куда бы они вложили $100, то проблем, скорее всего, не будет. Нам дается столько денег, сколькими мы умеем управлять. И ведь мы, взрослые, чаще всего даем детям столько денег, сколько им нужно на конкретную цель: на мороженое, на чупа-чупс, на билет в кино, на книгу. Дай больше — и до беды недалеко. Возникает много соблазнов. Почему-то родители не дают пятнадцатилетнему ребенку $1000 на компьютер, а покупают его сами.

 

Давайте вместе вспомним притчу.

 

Жила-была семья: отец, мать и сын. Сын подрос, и отец послал его искать работу, чтобы он учился быть хозяином и зарабатывать деньги для дома. Сын проходил целый день, но так как ничего еще не умел, то и работу не нашел. Мать пожалела сына и дала ему немного денег, чтобы он отнес их отцу. Радостный сын побежал к отцу и отдал ему деньги, а отец бросил их в горящий очаг. Посмотрел сын молча на пепел и отправился спать.

 

На следующий день сын вновь отправился из дома, но работу даже не искал, а вечером пришел к матери, и она снова дала ему денег, которые так же полетели в печь из рук отца.

 

Так продолжалось до тех пор, пока у матери не закончились все деньги, и тогда пришлось бедному юноше все же искать работу. Он нашел ее у кузнеца. Целый день он помогал раздувать мастеру меха в кузне, натер себе кровяные мозоли, и когда пришел домой, валился с ног от усталости. А заработал за свои труды лишь медный пятак.

 

Отец бросил монету в огонь.

— Что ты делаешь, отец? — возопил юноша, голыми руками доставая пятак из углей. — Я весь день тяжко трудился, чтобы получить его.

И тут отец впервые подобрел:

— Вот теперь я знаю, что ты честно заработал эти деньги, — сказал он сыну. — Они достались тебе тяжким трудом, поэтому ты начал их ценить. Теперь ты знаешь настоящую цену деньгам.

 

Вот, собственно, и ответ на наболевший вопрос: почему дети не ценят деньги? Они не знают, что это такое, они не знают, сколько усилий нужно вложить для приобретения новой игрушки, нового платья или костюма. Им никто об этом не рассказал, и они принимают все, что им достается как должное. У детей иногда до зрелого возраста сохраняется мнение, что кормить, одевать и делать на праздники подарки — это сама собой разумеющаяся обязанность родителей. Они очень удивляются, что взрослые не дают им денег или не покупают то, что они просят. Ведь это происходит, по их мнению, не так уж и часто.

 

Ребенок начинает ценить вещи и деньги тогда, когда для их получения он потратил определенную энергию, вложил определенные усилия, когда он совершал хоть какие-то действия. Конечно, это не значит, что ребенок сам должен зарабатывать на все свои потребности. И все же, когда мы учим ребенка желать, хотеть и прилагать для этого целесообразные усилия, доступные его возрасту, его отношение к полученному от взрослых кардинально меняется, потому что теперь в этом есть и его вклад, его труд, его энергия.

 

Об этом говорим мы в лекции «Как жить со своими детьми в мире и согласии»: «Ты хочешь мобильный телефон за $250? Отлично! Сейчас я тебе купить его не могу, но если у тебя действительно есть такое желание, давай договоримся. Ты заканчиваешь полугодие без «троек» и сидишь за компьютером не более двух часов в день. Плюс ты сам собираешь на телефон $50. Если ты все это выполняешь, через два месяца, на Новый год, я дарю тебе мобильный за $250. Если ты заканчиваешь полугодие с «тройками», а все остальное выполняешь, — получаешь мобильный за $150. Если соблюдаешь условия договора, но просиживаешь за компьютером хотя бы раз дольше, твой мобильный будет стоить $150. Если не накапливаешь деньги, получаешь телефон за $200. Если не выполняешь из договора ничего, тогда, может быть, Дед Мороз тебе что-нибудь подарит, а от меня — конфеты и лимонад».

 

Когда ребенку не хочется что-то делать, но хочется что-то получить, родители могут сделать так, чтобы действия ребенка стали не самоцелью, а инструментом для достижения желаемого. «Я понимаю, что тебе не хочется мыть посуду каждый день, но если ты будешь это делать, у меня будет высвобождаться 15 минут, которые я дополнительно проведу у телефона, назначая бизнес-встречи. Этого достаточно, чтобы отложить ровно половину стоимости вечеринки, о которой ты меня просишь». И вот мытье посуды уже не тяжкий бесполезный труд, а возможность провести вечеринку, о которой столько разговоров с одноклассниками. Только договариваться о таких вещах нужно сразу, чтобы все не превратилось в манипуляцию или откровенный шантаж ребенка.

 

Еще один способ повысить ценность и значимость денег в глазах детей — это совместное планирование бюджета. Если ребенок уже умеет считать — считайте с ним вместе, если не умеет — раскладывайте деньги по кучкам, стопкам, грудкам. Как угодно, лишь бы он видел, сколько из всех заработанных денег идет на оплату квартиры, в которой живет ребенок, сколько нужно денег на питание, сколько на одежду, сколько на оплату детских расходов. И если после распределения денег по кучкам кучки на удовольствия и на «мама, купи мне это» не осталось, поинтересуйтесь у ребенка, что он готов сделать для ее создания: меньше кушать, жить в подъезде или ночью не ходить в туалет, экономя электроэнергию?

 

У детей, как впрочем и у взрослых, желания бывают большие и маленькие. Маленькие чаще спонтанные, сиюминутные (жвачка, пирожки, чипсы…), а большие — долгосрочные («купите мне сестренку»; «хочу лисапед как у Валерки»; «мне срочно нужен ноутбук»; «папа, я видела хорошенькие сапожки за $900»…) Сиюминутные желания быстро возникают и так же быстро забываются. Остается лишь обида, что опять отказали. С долгосрочными хуже. Там вам и нытье, и канюченье, и слезы, и истерики, и угрозы покончить с собой, и упреки «вы меня не любите, ничего мне не покупаете никогда» и еще целый арсенал, который может выдержать далеко не каждый родитель. Как решить данную ситуацию с пользой для общего дела?

 

Давайте ребенку небольшие карманные деньги, обговорив заранее условия и предоставив выбор. Условия: ты можешь покупать на эти деньги все, что захочешь (кроме сигарет, пива, других неположенных в этом возрасте вещей), но в конце каждой недели будешь предоставлять полный письменный отчет о том, сколько ты денег получил и сколько и куда потратил. Есть отчет за неделю — есть деньги на следующую, нет отчета — неделю перерыв.

 

Выбор: ты всегда можешь полученные деньги или их часть откладывать на свои большие желания. В этом случае я буду в конце недели добавлять тебе 50 % от накопленной за неделю суммы без права потратить их на что-либо другое. Сэкономил на цель — доплата, не сэкономил — тоже ничего страшного, просто достижение цели отодвигается.

 

Таким образом, мы сможем приучить ребенка стремиться к достижению больших целей, отказывая себе в сиюминутных прихотях.

 

Мы живем в условиях развивающейся рыночной экономики. Наша задача по отношению к детям — научить их ценить, любить и уважать деньги. Если ребенок с малых лет придет к пониманию, что деньги не самоцель, а награда за действия, за внутренние изменения, за личностный рост, если ваш малыш будет воспринимать деньги как инструмент для достижения своих желаний, он захочет научиться грамотно пользоваться этим инструментом. Он научится по-настоящему ценить деньги и все то, что на них покупается, поскольку поймет, что для их получения нужно потрудиться. И труд этот очень серьезный, поскольку трудиться придется над собой. И трудиться всю оставшуюся жизнь.

Категория: Психология | Добавил: pytnik
Просмотров: 714 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]